Основы объектно-ориентированного программирования
0e1cc9b4

Повторяемость при разработке ПО


В поиске идеала абстрактного модуля следует рассмотреть суть процесса конструирования ПО. Наблюдая за разработкой, нельзя не обратить внимания на периодически повторяющиеся действия в этом процессе. Вновь и вновь программисты "сплетают" программу из множества стандартных элементов: сортировка, поиск, считывание, запись, сравнение, обход по дереву, - все повторяется. Опытным разработчикам знакомо это ощущение de_ja vu (дежавю - ощущение, что настоящее уже встречалось в прошлом), столь характерное для их профессии.

Чтобы оценить эту ситуацию (для тех, кто разрабатывает ПО или руководит такой разработкой), полезно ответить на следующий вопрос:

Сколько раз за последние шесть месяцев вы, или те, кто работает на вас, разрабатывали некоторый вариант табличного поиска?

Табличный поиск понимается здесь как выяснение того, содержится ли заданный элемент x в таблице t. Эта задача имеет много вариантов в зависимости от типа элементов, структуры данных, представляющей t, а также выбранного алгоритма поиска.

Вполне возможно, что вы или ваши коллеги многократно искали и находили собственное решение этой задачи. Наблюдатель со стороны посчитает табличный поиск легкодоступным и очевидным объектом применения повторно используемых компонентов. Ведь это одна из наиболее широко исследованных областей в компьютерных науках, которой посвящены сотни статей и многие книги, начиная с тома 3 знаменитого трактата Кнута. Базовый университетский курс по информатике на всех соответствующих факультетах включает в себя наиболее важные алгоритмы и структуры данных. Несомненно, в этой тематике нет ничего непостижимого. Кроме того:

  • Как уже отмечалось, вряд ли возможно создать полезную систему ПО, в которой не будут содержаться некоторые виды табличного поиска.
  • Как будет подробнее показано ниже, большинство алгоритмов поиска следуют общему образцу, что, по-видимому, обеспечивает идеальную основу для повторно используемого решения.(См. библиографические ссылки в конце этой лекции.)



Содержание раздела