Каковы механизмы реалистичной статической типизации? Все они введены в предыдущих лекциях, а потому нам остается лишь кратко о них напомнить. Их совместное перечисление показывает согласованность и мощь их объединения.
Наша система типов полностью основана на понятии класса. Классами являются даже такие базовые типы, как INTEGER, а стало быть, нам не нужны особые правила описания предопределенных типов. (В этом наша нотация отличается от "гибридных" языков наподобие Object Pascal, Java и C++, где система типов старых языков сочетается с объектной технологией, основанной на классах.)
Развернутые типы дают нам больше гибкости, допуская типы, чьи значения обозначают объекты, наряду с типами, чьи значения обозначают ссылки.
Решающее слово в создании гибкой системы типов принадлежит наследованию и связанному с ним понятию совместимости. Тем самым преодолевается главное ограничение классических типизированных языков, к примеру, Pascal и Ada, в которых оператор x := y требует, чтобы тип x и y был одинаковым. Это правило слишком строго: оно запрещает использовать сущности, которые могут обозначать объекты взаимосвязанных типов (SAVINGS_ACCOUNT и CHECKING_ACCOUNT). При наследовании мы требуем лишь совместимости типа y с типом x, например, x имеет тип ACCOUNT, y - SAVINGS_ACCOUNT, и второй класс - наследник первого.
На практике статически типизированный язык нуждается в поддержке множественного наследования. Известны принципиальные обвинения статической типизации в том, что она не дает возможность по-разному интерпретировать объекты. Так, объект DOCUMENT (документ) может передаваться по сети, а потому нуждается в наличия компонентов, связанных с типом MESSAGE (сообщение). Но эта критика верна только для языков, ограниченных единичным наследованием.
Универсальность необходима, например, для описания гибких, но безопасных контейнерных структур данных (например class LIST [G] ...). Не будь этого механизма, статическая типизация потребовала бы объявления разных классов для списков, отличающихся типом элементов.